Статьи
20.04.18
Вотчина: по страницам истории

Вотчина расположена в удивительном месте - с этих мест берет начало история древней Руси. Здесь строились первые русские города – Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский. Да и сама земля, где расположился поселок, имеет интересные исторические корни. 

11.01.18

Январь – хороший месяц для покупки квартиры, весной можно удачно продать дачу, а искать новое съемное жилье лучше всего в июле. Предлагаем вашему вниманию обзор, подготовленный экспертами ЦИАН.

22.08.17

Собственный плодовый сад – мечта многих жителей мегаполисов. Что же нужно знать, чтобы вырастить плодовый сад? Об этом нам рассказала ландшафтный дизайнер Волкова Татьяна Михайловна.

Вотчина: по страницам истории

Дорогие друзья, сегодня мы расскажем вам о месте, где вам посчастливилось (или, может, посчастливится) жить. Мы очень хотим верить, что среди вас большое количество любопытных и любознательных, и наш рассказ вам будет интересен.

  

Наш поселок находится в уникальном природном месте, название которому Владимирское Ополье. Отличается оно от ландшафта Центральной России огромным количеством полей и оврагов. Да и почва на этих просторных полях  достаточно плодородна, часто её даже называют «Владимирский чернозем». Знаете, говорят, что даже климат здесь отличается от Подмосковного. Он более континентальный: зимой – холоднее, а летом теплее. В полях встречаются степные растения - ковыль или шалфей. Вот это место, немного холмистое, но достаточно ровное, с большим количеством речек, речушек и ключей, и окруженное со всех сторон лесами, выбрали наши предки для проживания.

  

С этих мест берет начало история древней Руси. Здесь строились первые русские города – Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский.
А что же было здесь раньше? А жили здесь раньше финно-угорские племена. Вы не поверите, но и сейчас среди жителей этого чудесного края, интересующихся своими корнями и сделавших генетическую экспертизу, нашлись  потомки языческих финно-угорских племен. Нужно отметить, что их не так уж и много, да это и не удивительно. Найти людей, предки которых точно жили на этих местах, не так уж просто.
А что же потом? А потом постепенно эти земли заселялись славянами. Удивительно, но жили они с финно-угорскими племенами, судя по всему, достаточно дружно, не враждовали. За землю не дрались и как-то постепенно ассимилировались. Как это происходило уже в те времена, когда писались летописи, мы узнаем чуть позже.
Ну что, вам интересно? Тогда будем продолжать…
Калмань
Название села, на месте которого расположился наш чудесный поселок – село Калмань. Название его финно-угорское, произошедшее от слова «калма» - древнее городище. То есть мы с вами можем сделать вывод, что  село это очень древнее. Жаль, что на месте села никогда не проводились археологические исследования. Наверняка они пролили бы свет на историю этого древнего поселения.
Можно предположить, что поселение это пережило не одно разорительное нашествие во времена Татаро-Монгольского ига, этой участи подверглись практически все селения в этих местах.
А вот первые исторические документальные сведения о селе относятся к шестнадцатому столетию. Из Книги патриаршего казенного приказа следует, что село это принадлежало князьям Берсеневым, а во второй половине ХVI столетья было вотчиной Федора Ивановича Пожарского (Родного деда Народного героя князя Дмитрия Михайловича Пожарского, памятник которому вместе с гражданином Мининым установлен на Красной Площади в Москве). Некоторые источники утверждают, что село это было отдано как приданое за Марией Берсеневой-Беклемишевой, когда она выходила замуж за Михаила Федоровича Пожарского – отца Дмитрия Пожарского. Как оно было на самом деле, сейчас уже достаточно непросто разобраться. Да и бывал ли в Калмани дед или отец Дмитрия Пожарского, никому не известно. Вотчин у Пожарских в Суздальских землях было немало, но многие были отобраны Иваном Грозным во времена опричнины.
«В 1573 году князь Михаил вместе с отцом дал в Троице-Сергиев монастырь на поминание предков и своей души сельцо Калман Юрьевского уезда». Вот этот факт мы можем принять с большой очевидностью, так как церковные бумаги велись достаточно четко. Из них нам известно, что в 1573 году в селе существовала деревянная церковь Преображения Господня.
А что же было дальше с нашим селом?
Калмань, продолжение.
Так вот, посреди села Калмань стояла деревянная церковь Преображения Господня, «а в церкви образы и книги и свечи… поп, пономарь просвирница, церковная пашня 15 чети». В общем, не бедная церковь была. В 1608 году она была разграблена Поляками, после чего оставалась «без пения» почти 50 лет. Позже церковь была опять восстановлена и к концу столетия должна была  дани в патриарший казенный приказ «двадцать восемь алтын, десятильничих гривна». Насколько это большая сумма судите сами - вот несколько примеров из книг расходов того времени: шесть возов угля в те времена стоили 20 алтын,  20 шаек с ручками - 4 алтына, 40 лопат – 4 алтына, 40 лаптей -4 алтына, два воза дров – 6 алтын, два ведра вина – 16 алтын.
При правлении Петра I земли у Патриаршества были отобраны и переданы в Казенный приказ. Село Калмань стало принадлежать Государю.
В  1809 году силами прихожан в селе была построена каменная церковь с двумя престолами -Преображения Господня и Во имя Сергея Радонежского, да еще и с каменной колокольней. Приход состоял из села Калмань и деревни Богданки.
По переписным книгам 1869-73 года в селе Калмань было «26 дворов - 85 душ мужского полу и 91 душа женского полу». Нетрудно посчитать, что на один двор приходилось по 6-7 душ в среднем. А по переписи 1907 года  - число дворов  43,  а число жителей уже 255. Вот такие были семьи.
А еще с 1894 года в селе была открыта школа грамотности - в доме псаломщика.
К сожалению, в советское время церковь была разрушена. Сейчас на ее месте возведен поклонный крест, недалеко от него на освященном источнике построена купель. Благодатное место, благодатная земля.

  

Юрьев-Польский и его основатель Юрий Долгорукий.
Самая древняя история Руси связана с местами, где мы находимся.  Вот так – Москвы еще не было, на месте Санкт-Петербурга были болота Новгородского княжества, а здесь, на Суздальщине, кипела жизнь!
Умер в Киеве Владимир Мономах в 1125 году. Киевский стол занял его старший сын, Мстислав. Он был храбр и правил твёрдой рукой. Остальные князья его почитали и боялись. До поры до времени они смирно сидели по своим городам. Но через 7 лет Мстислав умер, и пошли дружины Ольговичей (сыновей Олега Гореславовича Черниговского) на дружины сыновей Мономаха. Победа досталась Мономаховичам. Но с той поры поднялась жестокая борьба за города и земли  внутри Мономаховичей, да и Ольговичи не бездействовали, а примыкали то к одному, то к другому Мономаховичу.
Много князей стало на Руси и все они хотели большего почета и лучших земель, поэтому шли друг на друга, не жалея своих воинов, за новой добычей. Порой мирились, собирались на съезды, пировали в шатрах, скрепляли союзы браками дочерей и сыновей, но через год-другой изменяли дружбе, бросались в новые битвы, убивали своих родичей, сажали их в темницы, ослепляли, отравляли. А иные князья посылали гонцов в степи звать на помощь половецкие орды. Набегали дикие кочевники и без зова князей: тысячи женщин и детей угоняли они в плен, жгли города и селения.

  

Много терпел простой народ, а когда терпеть было невмоготу, снимался он с насиженных мест  (Киевщины, Переяславля-Южного, с Волыни и Черниговщины) и целыми семьями они плыли вверх по Днепру, перетаскивали свои волоки на Москву-реку, на Оку, на Клязьму. Там по слухам жилось покойнее и вольготнее.
Ехали купцы, ограбленные князьями, ехали дружинники из побитых дружин, ехали обиженные бояре, а больше всего шло пешком простого народа. В память о родных краях они называли реки и города родными именами. Так встали на Суздальской земле Переславль-Залесский, Звенигород, Галич. И реки получили Киевские названия - Лыбедь, Ирпень.
Еще при жизни Владимир Мономах посадил править Суздальскими землями своего сына, малолетнего Юрия. Юрий оказался властолюбив и замыслил силой взять Киевский стол. Со своей дружиной он много раз отправлялся за тысячу верст поучаствовать в распрях южных князей, дважды шел войной на соседний Новгород. Он был женат на дочери половецкого хана и потому чаще других князей приводил на южную Русь диких кочевников. Пять раз поминают в летописях походы Юрия в союзе с половецкими полчищами.
Долгоруким прозвал его народ за то, что вожделел он Киевского престола из своих далеких городов.
О мирной жизни Юрия Долгорукого и о том, что происходило дальше на Владимирских землях, мы расскажем вам в следующей статье.

Запись на просмотр
Получать рассылку Новости и акции Гостевой дом